Какофония вкусов и запахов: балканские ритмы — Говори СРПСКИ.ру — да те цео свет разуме…

Какофония вкусов и запахов: балканские ритмы

Пожалуй, у каждого региона есть какие-то свои, характерные мотивы, мелодии, которые запоминаются без имен или нот, а просто и легко — как вкус, аромат, дух места. Так и Балканы остаются в голове и сердце неповторимым, непередаваемым миксом народной, почти этнической славянской музыки, зажигательного турбо-фолка, модных интернациональных обработок. Играть с ассоциациями можно долго, но неоспоримо одно: понять и полюбить Балканы без балканской музыки невозможно. Об этом и поговорим.

Балканская музыка — это довольно сложных организм, состоящий из взаимодействий и хитросплетений сербской (и прочей экс-югославской), турецкой, греческой, болгарской традиций. Но это уже к профессионалам от музыки. Мы же попробуем посмотреть на нее с точки зрения простых туристов.

У Сербии есть два бесспорных музыкальных лидера, два бренда, известные далеко за ее пределами, — Эмир Крустурица и Горан Брегович. В принципе, ехать в Сербию, чтобы послушать Кустурицу — дело неблагодарное. И он, и Брегович снискали такую бешеную популярность в мире, что их проще послушать в «Крокусе» в Москве или «Юбилейном» в Питере, чем мчать на другой конец Европы. Кстати, не факт, что дома они выступают чаще, чем на гастролях.

Народная сербская музыка — это традиционная музыка сербов и жителей Сербии. Для нее характерны струнные инструменты, как то гусли, тамбура, шаргия, и духовые — флейта, волынка, трубы. А также аккордеон, скрипка и гитара. Народная музыка на Балканах чрезвычайно популярна. Это подтверждает и обилие музыкальных фестивалей, на которых выступают музыканты, играющие на народных инструментах, и которые собирают многотысячные аудитории. Пожалуй, один из самых значительных и известных среди них — это музыкальный сбор трубачей в сербском селе Гуча. Проводится он обычно в начале августа, в нем участвуют лучшие виртуозы игры на трубах.

Но Балканы не были бы Балканами, если бы все было так просто и однозначно. В последние десятилетия здесь зародился новый музыкальный подвид — народняке. Если местная молодежь собирается на сплав на народняке, это не значит, что в ночном клубе будут играть на гуслях или волынках! Народняке имеют к народной музыке очень опосредованное отношение, хотя какие-то общие черты и традиции у них все равно есть, но по сути это музыка в стиле турбо-фолк.

Термин «турбо-фолк» ввел известный в бывшей Югославии исполнитель Рамбо Амадеус (кстати, представлявший в прошлом году Черногорию на «Евровидении» в Баку). Буквально этот стиль музыки певец описал так: «Турбо-фолк — это не музыка, турбо-фолк — это какофония всех вкусов и запахов, сплетенных в один звуковой порыв ветра, имеющий своей целью удовлетворение самых разнообразных вкусов, самых низких страстей».

Музыка в стиле турбо-фолк появилась в Югославии в 80-х годах прошлого века. Это смесь сербской народной музыки, фолка, диско, а также ритмов греческой, болгарской и турецкой музыки.

В 2000-х годах на смену турбо-фолку пришел поп-фолк, который фактически является его прямым наследником, но с большим влиянием поп- и электронной музыки. Нередко в стиле поп-фолк можно услышать версии одних и тех же песен на сербском, болгарском и греческом языках.

Среди представителей этого направления — певица Цеца (в некотором смысле сербский аналог нашей Примадонны), Дара Бубамара, Сека Алексич, Лепа Брена, Драгана Миркович, Владо Георгиев, Аца Лукас, Здравко Чолич и другие.

Нужно отметить, что грань между всеми этими стилями настолько тонка, что иногда нетрудно ошибиться, отправив того или иного исполнителя к одному из стилей. Поэтому оставим это на откуп балканцам.

Среди рок-исполнителей на просторах бывшей Югославии стоит выделить такие легендарные коллективы, как «Биело дугме» (долгое время там играл и пел знакомый нам всем Горан Брегович), «Рибля чорба», Баяга, «Ван Гог». Многие из них популярны и сегодня, а выступления их собирают целые стадионы.

Кстати говоря, помимо Горана Бреговича и Эмира Кустурицы в России среди футбольных фанатов также известна и популярна сербская хип-хоп группа «Београдски синдикат». Да-да, хип-хоп также популярен на Балканах.

Одним словом, балканская музыка очень пестрая, разноликая, завораживающая. В нее можно либо влюбиться, либо возненавидеть. Так что послушайте и решите для себя, что вам ближе, а что больше никогда не зазвучит в ваших динамиках. Но нам почему-то кажется, что что-то вам все-таки должно понравиться…